Если
вы, читатель, станете искать на картах наше княжество, вам придется изрядно потрудиться.
Оно столь мало, что взгляд ваш рискует скользнуть мимо, не задержавшись. Этот
небольшой участок суши взят в кольцо довольно высокими горами с одной стороны и
переменчивыми водами моря с другой. Когда-то княжество, видимо, стало майоратом
для младшей ветви правящей династии и местом почетной ссылки для наиболее
честолюбивых ее представителей. И по сей день формально наш князь является
вассалом одного из государей окрестных, более крупных держав. Если княжеский род
не будет продолжен по мужской линии – земли эти вернутся под руку суверена.
Однако вассалитет этот существует теперь более на бумаге, чем в реальности.
Именно
уникальность географического положения, относительная независимость от соседей,
разнообразие климатических и природных условий привели к тому, что княжество наше
со временем стало представлять собой своеобразный квадривиум, как в прямом смысле – перекресток
морских и сухопутных путей, так и в смысле средоточия наук. Но нашей
«арифметической четверкой» стали магия, медицина, теология и астрономия. Кроме
того, в столице княжества располагается лучшая в мире Академия мореплавания, из
стен которой в разное время выходили великие открыватели новых земель и самые
отчаянные пираты.
Я,
по настоянию моего учителя, поступил в Академию магии. Учитывая
размеры нашего княжества, путь мой из Гульденберга в столицу занял не более
дня. Вот преимущество и опасность близких путешествий – у меня не было времени
обдумать мое новое положение, не было времени усомниться в своем решении. Не было времени испугаться и повернуть назад...
В
первый же день в Академии я пожалел о том, что не свернул с дороги, не сел на
корабль в колонии или просто не остался дома.
Начнем
с того, что образование, данное мне учителем, оказалось блестящим, но, увы,
весьма специфичным. Так, мне не было равных в использовании артефактов, в
древних языках и магических символах, в приготовлении зелий, астрономии и
астрологии и, как ни казалось это странным моим теперешним педагогам, в медицине
и магии исцеления. Мейстер Фальконе говорил: «Для того чтобы разрушить часы,
достаточно ударить по ним кувалдой. Этим и занимаются наши коллеги, стихийные
маги. Они создают огненные шары для уничтожения одного единственного врага, хотя
достаточно было бы и спички, точно брошенной
внутрь доспеха. Но если тебе нужно остановить тонкий механизм часов, не
повредив его частей, а после заставить его работать так, как нужно тебе – ты
должен внимательно изучить его устройство, знать, как части взаимосвязаны между
собой, что заставляет шестеренки вращаться, двигая стрелки. Так и с человеком –
если тебе нужно высвободить душу, не повредив телесную оболочку или восстановить
движение тела, когда внутренний огонь уже давно угас – ты должен досконально изучить
человека, при этом в равной степени уделяя внимание телу и душе».
При
этом я был практически несведущ в управлении стихиями и имел весьма поверхностные
знания о демонологии. И уж совсем ничего я не смыслил в теологии. Для меня
новым было изучение «языческих культов» и само представление о том, что есть Единый
Бог, и что единый не означает единственный в этом мире.
В
итоге, после вступительного испытания, меня хвалила примерно половина
преподавателей Академии, а другая половина находила меня непроходимым тупицей.
Соученики
меня избегали, ибо слава моего опекуна, мейстера Фальконе, оказалась столь же
дурной, сколь и громкой. Хотя, по большей части, состоящей из смутных слухов.
Кроме того, я вызвал пристальный интерес куратора Академии, отца Игнатия. Уж
он-то хорошо понимал, за что мой учитель был отправлен в ссылку, и какие знания
мог он передать мне.
Внимание
это было ненавязчивым и в то же время обволакивающим и вездесущим. Обязательные
посещения церкви, исповедь раз в неделю и лекции по теологии – как у всех остальных
студентов. Но почему-то именно меня чаще других просили прокомментировать спорные
места из Послания апостолов или прочитать молитву перед ужином. Временами я чувствовал
себя мухой в центре искусно расставленной паутины. Один неверный жест, одно
случайно оброненное слово, и ласковые руки пастыря превратятся в железные тиски
правосудия. При этом отец Игнатий был очень интересным собеседником, и ему
хотелось доверять, делится сокровенными мыслями или просто просить совета. Отец
Игнатий был в чем-то неуловимом похож на моего опекуна.
Примерно
через полгода моего пребывания в Академии у меня состоялся довольно странный разговор
с нашим куратором. Произошел он после привычной воскресной исповеди.
Начиналась беседа весьма обычно: «Ваша
тяга к наукам весьма похвальна, юноша. Я наблюдал за вами. Вы одинаково усердно
изучаете труды отцов Церкви и трактаты по магическому искусству. Думали ли вы
над тем, куда направите свои стопы по окончании Академии?», - спросил меня отец Игнатий.
Я
ответил уклончиво, в том смысле, что мне еще рано задумываться над этим, ведь
мое обучение только началось.
«Ваше
обучение завершится раньше, чем вы думаете. При ваших-то способностях и начальном
образовании».
И
вдруг беседа неожиданно приобрела совсем иное направление:
«Знаете
ли вы, юноша, из кого получаются лучшие пастыри? Вы скажете, из верных и преданных
сынов Церкви? Из восторженных фанатиков и просветленных праведников? Нет, молодой
человек, из них получаются лучшие овцы божьего стада. Или свирепые псы божьего закона.
Пастыри же выходят из умных и пытливых, таких как вы, юноша. Из тех, кто способен рационально принять веру.
Подумайте еще вот над чем, юноша: вы, юные чародеи, полагаете, что ничего нет в
этом мире могущественней магии. Вы играете своими огненными шариками и ветерками
радостно и самозабвенно, как младенцы погремушкой. Но, обернитесь и посмотрите,
кто присматривает за вами, играющими в песочнице? Даже не самые одаренные из
вас способны одним движением руки превратить гранитную глыбу в золотую. Но без благословения
Церкви и самые сильные из чародеев не смеют изменить даже самую малую песчинку.
Не заблуждаетесь ли вы в поисках силы?
Мы
вернемся к этой беседе через пару лет, когда образование ваше будет завершено.
Не ошибитесь с выбором, молодой человек. Ибо ошибка для вас лично будет равносильна самоубийству. Это смертный грех, юноша, не совершайте его - мой вам совет".
Как
я теперь понимаю, только воспитанная моим учителем недоверчивость спасла меня
от гибели в первые мои месяцы в Академии. Как ни хотелось мне применить мои
знания, полученные вне стен Академии, мне удалось сдерживать себя. И как я
теперь ясно вижу, моя осторожность не была напрасной. Я был под постоянным
надзором и при малейшем нарушении правил мог отправится на костер.
Я искал
причины странного обаяния отца Игнатия, ибо он по-прежнему и пугал и оновременно привлекал меня. И не меня одного. Я видел, какую власть имеет он над другими студентами и даже преподавателями. Отец Игнатий заставил меня впервые всерьез задуматься о том,
что имел в виду мой опекун, когда говорил о выборе и величии. И какова будет цена.
За плечом нашего
смиренного пастыря стояла пугающая, уверенная в себе, спокойная Сила.
|